?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о церковных разделениях
anchoret
anchoret

Всё-таки достоин внимания тот факт, что ну буквально все наши церковные разделения оправдывают себя или, напротив, начинают обвинять противника на сурьёзном таком догматически-каноническом уровне. А заканчивается всё сакраментальным вопросом Балаганова-Паниковского: "Нет, ну а ты-то, ты-то кто такой?", т.е. тривиальным переходом на личности. Иначе - "Наши батюшки лучче ваших батюшков".
МК на недавнем молодёжном форуме рассказывал жуткую историю про то, как они отвезли на Фанар личные дела архиереев, ушедших в раскол с Филаретом, и греки, будто бы, ну прям аж в лице переменились: "такая бездна порока перед ними открылась". Типа, они прям сразу и поменяли своё мнение о Филарете на ещё более худшее. (Свои-то личные дела не повезли, оно понятно. Да лукавые греки и так всё про всех знают).
Не сомневаюсь, что останься бы Сергий (Генсицкий) и Лазарь (Швец) с Филаретом, а не перебеги вовремя обратно, и у них бы тоже "бездна порока" обнаружилась, а так всё ничего - святители, как святители. Исповедники "перед лицом надвигающейся" и проч.
Но я не об этом, а о "сергианстве", будь оно не ладно. Ну не нравится "истинным" этот Сергий, и всё тут. "Наши митрополиты - Петр и Иосиф (ребята, какие они на фиг "ваши" - вы там даже рядом не сидели; как не вспомнить Лк. 11:47), лучче ваших - Сергия и Алексия. И у батюшков наших глаза честнее, чем у ваших, и ваще они исповедники", - вот уровень их аргументации.
Ребята, это вам таки Церковь, а не ларёк на Брайтоне. Интересно, как долго (впрочем, я догадываюсь, как) будет продолжаться это жлобство? Тяжело представить себе доселе существующую греческую юрисдикцию, которой ещё тогда, при василевсах, не понравился кто-то из византийских патриархов и они "отложились".


  • 1
из византийской жизни:

студиты,
Николай Мистик,
Арсений.
-- все они отлагались от господствующей Церкви, а потом были признаны полностью правыми. (некоторые спорят, хотя тоже напрасно, относительно студитов, а в дореволюционной лит-ре -- неправильно про арсенитов, не знали документов 1310-х гг.).

Так Вам лавры Мистика покоя не дают :)
Нет, отче, всё равно здесь натяжки есть. Ну, если надежда питает, что вас когда-то признают полностью правыми, тогда конечно, тогда можно...

А разве студиты не жлобы? Или это во мне дух монахоненавистничества говорит?)))))))))))))))

К делу! Что там с документами по поводу Арсенитов? Если возможно - ссылку! Очень полезно будет

если не ошибаюсь, последняя обобщающая статья (на новогреч.) -- Byzantion 1999.
1316 г. -- примирение, не принятое 5 митрополитами (включая Феолипта Филадельфийского), но принятое всей иерархией. Арсений включается в диптихи как патриарх, а патр. Иосиф, хотя и исповедник, из них вычеркивается; в обмен арсениты отказываются от своей анафемы Иосифу.

(чешет репу)

Несториане?

Они не православные, а речь идёт именно о сохранении таким путём самого что ни на есть истиннаго православия.

Так нешто вам не ведомо, что выражение "истинный православный" сути и есть синоним для обозначения "сектант-раскольник", так же как выражение "истинный патриот" суть эвфемизм для обозначекния "государственный изменник"?

Эт всё понятно. Когда мы говорим "истинное православие", то подразумеваем то же, что и разного рода ИПЦшники, а в качестве прилагательного этот термин уже получает разные трактовки.

Тяжело представить себе доселе существующую греческую юрисдикцию, которой ещё тогда, при василевсах, не понравился кто-то из византийских патриархов и они "отложились".


Фотий и Игнатий?

Проблема в том, что ни одна из существующих на сегодняшний день юрисдикций, производных от дореволюционной Православной Российской Церкви, не является канонической в точном смысле этого слова. Впрочем, канонический статус последней был тоже довольно сомнительный.

Согласно церковному Преданию, церковное единство обеспечивается административным и литургическим единством с премником Петра и наместником Христа - Римским епископом. Все остальные "объединительные принципы" - будь то через императорскую власть (цезаропапизм), или там на почве любви к какой-то определенной части Предания (неовизантинизм, паламизм, юлианский календарь, "сергианство" или, напротив, антисергианство, и пр.) или через национализм ("русский значит православный") - от лукавого. И это очень хорошо демонстрирует история: т. наз. "православные" юрисдикции, отпавшие от общения с апостольским Престолом, держались исключительно за счет государственной поддержки, и по мере секуляризации попросто маргинализируются и отмирают, как постепенно засыхают ветви, оторвавшиеся от корня.

Посему принципиальной разницы между РПЦ МП и, скажем, суздальцами, нет. Просто у первых одни тараканы в голове, а у других - другие. Единственным нормальным путем восстановления каноничности для всех них было бы покаяние и восстановление прерванного тысячу лет назад единства.

Взгляды католиков на православный мир мне хорошо известны. Если Вам до сих пор в силу каких-то причин неизвестны взгляды православных на римо-католичество и/или унию, я готов предоставить Вам соответствующие ссылки.

Просьба

(Anonymous)
Уважаемый Анахоретъ!
Вы не могли бы посмотреть нижеследующие ссылки:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=1001059

http://www.russian-church.de/muc/konferenz

http://www.livejournal.com/users/benev/113021.html?thread=524925

Очень был бы Вам благодарен за отклик.
Григорий

Ссылки посмотрел. Не стоит благодарности.

На самом деле, если Вы хотели узнать моё мнение по какому-то из этих вопросов, то спрашивайте прямо, чтобы не получилось, что я буду говорить совсем по другой теме, ибо в каждой из предложенных ссылок их многовато для односложного ответа.

Спаси, Господи, люди Твоя!

С праздником, уважаемый Анахоретъ!
Простите за неумелую конспирацию… Мы (у меня ЖЖ на двоих с коллегой и соавтором нескольких текстов, в том числе и Вами просмотренного) здесь люди достаточно «новенькие».
Вопросов у меня было три:
1. Как Вам наш текст о Патриархе Сергии?
2. Что Вы думаете о материалах конференции: кстати говоря, в ней принимали участие О.В. и В.И. Косики – мои очень хорошие знкаомые. И тут же (главный подвопрос): а почему такие материалы+ статьи, которые публикуются в изданиях Свято-Тихоновского института, не привлекают почти никакого внимания ЖЖ-стов, спорящих о «сергианстве»? Боятся, что придется менять устоявшиеся взгляды и оценки? Я имею в виду по преимуществу статьи А. Мазырина в «Богословских сборниках» …
3. Тот тред в ЖЖ Г. Беневича поразил меня не только своей содержательностью и серьезностью
(приведу только одну цитату – из всеми, кажется, любимого и уважаемого lesolub’a:
«***характер общения Кон-ля с Римом с конца 9 века уже неустойчив, он многажды прерывался, в зависимости от курса Рима***
Тем не менее, Рим продолжал быть Церковью и в то же время пребывал в общении с неправомыслящими, уже после соборного определения. И это один из примеров исторической церковной практики. Их есть две, в первом случае - отлагаться при малейшем намеке на неправомыслие, а во-втором - терпеливо ждать когда Церковь изживет его. И там и там есть свои крайности. Среди современных зилотов греков и русских, у кот. существуют мириады юрисдикций, часто отошедших друг от друга на почве малейшего подозрения в неправомыслии - как изображать Св. Троицу, напр., если не согласен с своим первоиерархом (матфеевским архиеп. Андреем) критически относящимся к веками освященным "западным" изображениям, то создавай свою Церковь. Это то самое оцеживание комаров в богословии, о котором раньше шла речь. Если возникает спорный вопрос, то его надо разрешать путем диалогов, а не по-детсадовски - я с тобой больше не играю, и ты в мою песочницу не лезь. И если посмотреть на историю всех этих расколов и на аргументы за и против их участников, то точно создается впечатление, что попал в детсад. Все неизбежно ссылаются на 15 прав. Двукратного собора, а кроме этого правила Господь дал человеку здравый смысл, кот. подсказывает когда это правило применимо, а когда оно может принести только больший вред Церкви. Правило призывает к хирургии в особом случае, а им пользуются для уничтожения прыщиков, поэтому столько калек в Церкви.
***Вот если бы собрался Собор, на котором все, кто исповедал ересь экуменизма ("радугу", "ветви" и т.п.), а заодно и те епископы, кто служил в КГБ, покаялись или были извергнуты из сана, вот тогда - другое дело. В Византии с ересью поступали именно так***.
Дай Бог, чтоб покаялись, и чтобы собрался такой Собор. Но до него можно дойти только путем мирных и терпеливых диалогов, от которых у многих нетерпеливых шерсть поднимается дыбом.»)
но и образцовой внимательностью к аргументам противной стороны и чрезвычайно редким тоном уважительной любезности.
Конечно, если всё это обсуждать, не хватит и года… Простите, что безпокою.
С уважением
Григорий

...и благослови достояние Твое

Вас тоже с Неделей Крестопоклонной!

1. Главное достоинство текста - он, видимо, всё же сподвигнет меня купить книгу С.Фомина :) Пока я к ней только присматривался - в Софрино покупать значит заведомо переплачивать, а больше она мне нигде пока на глаза не попадалась.
Что до самого текста, то он неплох, но некоторые вещи он склонен слишком упрощать, да и многовато в нем (для меня) всяких видений, откровений, непроверяемых свидетельств... Я, к стыду своему должен признать, человек очень приземлённый, и от таких вещей просто болею.

2. Материалы конференции я просмотреть не смогу - просто времени не хватит, Вы уж простите. То, что такие конференции проводятся - слава Богу, см. п.3.
Публикации ПСТБИ, наверное, потому не популярны среди пользователей ЖЖ, что сам авторитет данного учебного заведения пока довольно невысок.

3. Полностью согласен с Лесолюбом, только я бы выражался гораздо резче (я вообще, увы, не очень сдержанный на слова человек); тон уважительной любезности, о котором он говорит - пока не моя добродетель.

Господь благословит люди Своя миром!

Спаси Господи за добрые слова!
Рад, что постинг мой пригодился: книга эта создана по благословению батюшки о. Иоанна Крестьянкина (о благоговейном отношении старца к памяти Святейшего Вы, конечно, хорошо знаете), ему прошлым летом ее всю прочитали. А готовилась она 4 года, всех искушений не пересказать. Мы-то написали этот текст по просьбе директора издательства.
Что же до великих слов lesolub’a, - простите за нелюбимый Вами высокий «штиль» - не каждый мрамор их достоин. Простите, что отвлек Вас от трудов и забот многих.
С уважением
Григорий

Читаю Ваши "Кое-что о...", вот и вспомнилось. Буквально на днях с одним апологетом РПАЦ пытались разговаривать на темы вот этих догматических разделений - в нашем случае по халкидонскому вопросу, хоть я и не отличаюсь знаниями по этой теме. Постепенно разговор, хоть и уважительный, все ж таки свелся к веселеньким аргументам, среди которых на мои слова...

+Лурье с Давыденковым, как и нелестные отзовы о нашей православной, без кавычек, традиции я оставлю без комментария. Надеюсь, Вам и так понятно, что все неверные высказывания, если какие и были, нужно относить к моим неполным знаниям о Вашей традиции, а не ошибочности православного богословия) и др.

...следуют такие ответы:

+Кавычки я все же оставлю, и порекомендую, все же, Вам хотя бы поверхностно ознакомиться с нашим православным богословием. А то ведь нелепо выглядит тот человек, который делает умозаключения, не имея для этого знаний. Впрочем, у таких учителей как Лурье и Давыденков, и ученики соответствующие. )))))))
+Я не знаю, о каких таких "монофизитах" Вы толкуете, но в учении, что приписывается Евтихию, равно как и православной христологии нехалкидонских Цервей, ничего не говорится ни о какой человеческой сущности Христа, ни тем более о ее растворении или не растворении. Я так понимаю, что все Ваши представления - это салат Оливье...
+Вам, все же, нужно как-то переварить свое Оливье, и уже потом пытаться делать рассуждения. Я не собираюсь это все разгребать и пытаться выявить в сказанном Вами хоть крупицу смысла.
+А Вы не думали просто сходить замуж? Говорят помогает при таких симптомах.

И так бывает)

Edited at 2013-09-26 01:41 pm (UTC)

В таком споре смысла не больше, чем в обсуждении размаха крыльев у ангелов.

Вы о том, что сия высокая тема не доступна для нашего понимания? или что с ними договориться нельзя?
впрочем, и спора-то нет, так, хочется понять, почему они халкид. догмат не приняли и чем отличаются в понимании обожения, о чем и велся изначально разговор...

  • 1