Есть у нас такая традиция - Великим Постом во всех храмах хотя бы раз совершается таинство Елеосвящения (Соборования) для всех желающих. Под страхом лишения сана священникам воспрещается совершать этот чин над здоровыми людьми. Почему же такое исключение делается во дни Поста?
Объясняется это тем, что каждый чем-нибудь да болеет - нет абсолютно здоровых людей. Но, самое главное, Соборованию приписывается благодать прощения забытых грехов, и поэтому именно во время Поста, когда на пути к Пасхе человек стремится к сугубому очищению своей души, кажется таким естесственным прибегнуть и к этому таинству.
Есть и ещё один аргумент в пользу такого массового соборования: могут пособороваться люди, которым в силу разных причин бывает затруднительно пригласить священника к себе домой.
Надо заметить, что в таинстве Покаяния человеку прощаются все грехи (кроме умышленно утаённых), и выделять грехи забытые в какую-то особую категорию смысла нет. Да и не дают к тому повода ни слова самого апостола (Иак. 5:15), ни вся церковная традиция. В противном случае, это может выродиться в пародию, наблюдавшуюся в одном храме: уже после прочтения над собою разрешательной молитвы, некий мужичок несколько раз (вне очереди) возвращался к исповедальному аналою с какими-то грехами, которые он забыл исповедать, и каждый раз священник накрывал его епитрахилью.
Насколько весом аргумент "не бывает здоровых людей"? Очевидно, что с лёгкими недомоганиями к такому таинству обращаться не следует. По смыслу священнических молитв и богослужебных указаний, содержащихся в Требнике, это должен быть довольно тяжёлый и опасный недуг, который ставит под угрозу здоровье или даже самую жизнь человека. Если же человек способен выстоять несколько часов в душном тесном помещении (а именно такими - душными и тесными - становятся храмы от наплыва желающих собороваться), то его здоровью можно только позавидовать.
А как быть с теми, кто не может пригласить священника к себе домой? Мне кажется этот вопрос надуманным. Если действительно у человека тяжкий недуг, то можно пособороваться в храме в любое время, не дожидаясь Великого поста, а если нет - то зачем и собороваться?
Самой полной работой, что мне довелось читать о Соборовании, была дореволюционная книга протоиерея Михаила Архангельского "О тайне святого елея", переизданная в Москве в 2001 году. При всех своих недостатках (самый заметный из них - явно схоластический подход к сакраментологии), это довольно подробное исследование о богословии, происхождении и эволюции сего таинства. Кстати, при его чтении меня озадачило то, что учёный священник пытается чётко различить существующие в Церкви помазания елеем, но получается это у него, как мне показалось, не очень убедительно. В самом деле, чем в принципе отличается помазание елеем при Соборовании от помазания елеем, скажем, за Всенощным бдением? - ответ не так очевиден.
Но заговорил я об этой книге потому, что в ней я не обнаружил никаких обоснований мнения о прощении в таинстве именно забытых грехов, и упоминаний о традиции общего великопостного соборования. Так что, по всей видимости, это какие-то поздние народные придумки.
Делаю ли я здесь какое-то открытие? Совсем нет. Многим, я думаю, всё это прекрасно известно. Тогда почему продолжается практика таких великопостных соборований? Как сказал один священник: "Да ты что, если Соборования не будет, бабки меня сожрут!"