Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Несвятые святые: митрополит Арсений Мацеевич

В комментах к одной записи у людей возник вопрос, почему я смею называть митрополита Арсения убийцей, и пришлось кое-что пояснить. Здесь же я счёл возможным разместить пояснение в более развернутом виде.

Предыстория вопроса такова, что в 1764 году Екатерина II провела реформу, согласно которой церковные владения перешли в ведение государства, а материальное обеспечение церкви было оптимизировано и, в основном, взято государством на себя. Есть вопросы к тому, как именно была проведена реформа, но её необходимость вполне объективна - это был лишь вопрос времени. Церковь постепенно превратилась чуть не в главного землевладельца империи, а у самой империи не хватало денег на поддержание штанов. Церковная иерархия не могла быть довольна происшедшим, но в основном смирилась.

Арсений_(Мацеевич).jpg

"Но был один, который не стрелял".

Митрополит Арсений Мацеевич стал едва ли не единственным человеком, гласно и активно выступившим против секуляризации церковных земель Екатериной II, за что был лишен сана, даже имени, и провел остаток дней в заключении.

А вот сам сюжет, который я имел в виду, столь нелестно отзываясь о святителе:
"Когда Арсений Мациевич* был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно [ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3]." (П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, С.595)

Печально известный еп. Диомид Чукотский (извергнут из сана в 2008 г.) писал об Арсении диссертацию (см."Митрополит Арсений Мацеевич", М.2001), о которой известно, что она была уличена в плагиате с книги священника М.Попова "Жизнь святителя Арсения Мацеевича", СПб, 1905, (репринт М.2001), и в этой диссертации смерть старика под пыткой упоминается в связи с экзаменаторской деятельностью Арсения в Санкт-Петербурге. Надо заметить, здесь Диомид повторяет ошибку священника М.Попова, текст которого, видимо, по ходу заимствования творчески переосмысливал, поскольку, если Попов здесь ещё говорит о "жестоком характере" Арсения (С.18), то у Диомида эта история упоминается в качестве иллюстрации к "упорству во всем, требовательности к подчиненным" (С.16). Кстати, возраст жертвы стыдливо не упоминается. Можно говорить сколько угодно о "контексте", "нравах того времени" и т.д., однако убийство, пусть непреднамеренное, по неосторожности, но совершенное православным священником во время пытки старика, по моему мнению, даёт мне полное право назвать палача убийцей.

Вообще же, если разобраться в характерных поступках Арсения в течение его жизни, то будет несложно заметить, что он резко и яростно отстаивал церковные интересы против светских властей. Опять же, лично мне смысл канонизации Арсения Мациевича на том же соборе, что принял "Основы социальной концепции РПЦ", в которых много говорится об отношениях Церкви и государства в довольно непривычном для последнего тоне, представляется именно в этом - фига в кармане против светской власти. Хотя и смешно получилось: тогдашний Синод изверг из сана Арсения, а нынешний Синод канонизировал Арсения, но изверг из сана его яростного почитателя.

Да, вот ещё штрих к портрету:
"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".(Знаменский. С.594)

Арсений Мацеевич.jpg

Находясь в заключении, Арсений нацарапал на стене "Благо мне, яко смирил мя еси" (Пс 118:71). Но похоже, внутренне сам он не смирился.

Если посмотреть на дело здраво, то действия святителя, за которые его канонизировали, полностью противоречат евангельской проповеди и рождают ассоциацию с хищником, отстаивающим свои угодья от вторжения других охотников. Словом, коль скоро Церковь решила канонизировать М.Арсения, я ей подчиняюсь, но обращаться к нему в молитве, по совести, конечно не могу.

--------------------
* В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.
Tags: несвятые святые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments