?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о святителе Арсении.
anchoret
anchoret
В комментах к одной записи у людей возник вопрос, почему я смею называть митрополита Арсения убийцей, и пришлось кое-что пояснить. Здесь же я счёл возможным разместить пояснение в более развернутом виде. Предыстория вопроса такова, что митрополит Арсений Мацеевич был едва ли не единственным человеком, гласно и активно выступившим против секуляризации церковных земель Екатериной II, за что был лишен сана, даже имени, и провел остаток дней в заключении. А вот сам сюжет, который я имел в виду, столь нелестно отзываясь о святителе:
"Когда Арсений Мациевич* был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно [ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3]." (П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, С.595)
Ныне склоняемый еп. Диомид писал об Арсении диссертацию (см."Митрополит Арсений Мацеевич", М.2001), о которой известно, что она была уличена в плагиате с книги священника М.Попова "Жизнь святителя Арсения Мацеевича", СПб, 1905, (репринт М.2001), и в этой диссертации смерть старика под пыткой упоминается в связи с экзаменаторской деятельностью Арсения в Санкт-Петербурге. Надо заметить, здесь Диомид повторяет ошибку священника М.Попова, текст которого, видимо, по ходу заимствования творчески переосмысливал, поскольку, если Попов здесь ещё говорит о "жестоком характере" Арсения (С.18), то у Диомида эта история упоминается в качестве иллюстрации к "упорству во всем, требовательности к подчиненным" (С.16). Кстати, возраст жертвы стыдливо не упоминается. Можно говорить сколько угодно о "контексте", "нравах того времени" и т.д., однако убийство, пусть непреднамеренное, по неосторожности, но совершенное православным священником во время пытки старика, по моему мнению, даёт мне полное право назвать палача убийцей.
Вообще же, если разобраться в характерных поступках Арсения в течение его жизни, то будет несложно заметить, что он резко и яростно отстаивал церковные интересы против светских властей. Опять же, лично мне смысл канонизации Арсения Мациевича на том же соборе, что принял "Основы социальной концепции РПЦ", в которых много говорится об отношениях Церкви и государства в довольно непривычном для последнего тоне, представляется именно в этом - фига в кармане против светской власти.
Честно признаюсь, хотя эти самые власти в Синодальный период были далеко и во многом неправы, чувство умиления подвигами святителя у меня не родилось, зато возникла ассоциация с хищником, отстаивающим свои угодья от вторжения других охотников.
Да, вот ещё штрих к портрету:
"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле".(Знаменский. С.594)
Словом, коль скоро Церковь решила канонизировать М.Арсения, я ей подчиняюсь, но обращаться к нему в молитве, по совести, конечно не могу.

--------------------
* В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.

  • 1
Спасибо за ценную информацию, я этого не знал.
Насчет молитвы к подобным святым - у меня по совести такой же подход.

Тогда я у Вас осмелюсь попросить в качестве обмена информацией текст той притчи о коте, которого привязывали на время духовной практики. )
Я суть помню, но хотелось бы иметь оригинальный текст.

коль скоро Церковь решила канонизировать М.Арсения, я ей подчиняюсь, но обращаться к нему в молитве, по совести, конечно не могу
А в чем выражается это подчинение в данном случае? И как могло бы быть реализовано неподчинение?

Самое простое - закажут молебен ему, типа отслужу, куда деваться. Принесут икону освятить - отнимать и бросать в печку тоже не стану. и т.п.

Меня интересует ответ на такой вопрос: как его канонизировать могли, если он был извергнут из сана?

так на Соборе 1917-1918 признали извержение "по политическим мотивам" не действительным.
кстати, канонизировали по "обстоятельствам кончины". Да, он натворил делов, но мало ли кто чего натворил в течение жизни. какую надпись оставил м. Арсений на стене в "камере"? "требую вернуть земли монастырям?" нет - "благо, яко смирил мя еси".

Да, он натворил делов, но мало ли кто чего натворил в течение жизни. какую надпись оставил м. Арсений на стене в "камере"? "требую вернуть земли монастырям?" нет - "благо, яко смирил мя еси".
+1! Здесь, похоже, та же ситуация, что с мучеником Вонифатием (по жизни - блудником и пьяницей), с Царственными Страстотерпцами или если уж в корень смотреть - с Благоразумным Разбойником: не являясь примером того, как следует христианину жить, они явились примером того, как следует христианину умирать. Строго говоря, именно гонения и сделали их святыми...

тююю, убийца:) таких жестоких архиереев в 18 веке было пруд пруди

да, но никто из них не канонизирован, и что это меняет в сказанном мною?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Мне кажется, что и реабилитация Арсения на Соборе 1917-18 была откровенно антимонархическим - и конкретно антиромановским - деянием. Прекрасно известно, что архиереи тогда фактически предали Романовых (и, как вскоре выяснилось, и Россию). Поэтому одновременная канонизация Арсения и императорской семьи - это, конечно, очень своеобразный поступок.

Судьба митрополита Арсения как-то прошла мимо меня, хотя, помнится, в институте (ПСТГУ) студентов ист.фака активно привлекали к работе то ли по составлению комментариев к его трудам, то ли к биографии...
Помню, как на лекции один свободомыслящий преподаватель рассказывал, в каких выражениях митрополит Арсений поминал матушку императрицу... за что частично и схлопотал впоследствии.
Теперь я даже не удивлена, что он мог забить до смерти старца...

Кстати, если почитать труд Диомида, то очень многое становится понятным в его поведении.

Э... А в Церкви есть реальное почитание этого святого?

Не могу говорить за всю церковь, но как вы, наверняка, знаете и сами, в ней нет и реального почитания большей части канонизированных святых. Лично мне не приходилось слышать о таком, хотя наверняка оно существует, как минимум, на местном уровне.

  • 1