?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о проповеди
anchoret
anchoret
Когда Святитель Стефан Пермский начал свою проповедь среди дикого народа зырян, ему пришлось создавать для них не только письменность, но и вводить новые понятия, которые им были неведомы. С какими проблемами была сопряжена его деятельность, можно понять хотя бы по тому, что у этих язычников отсутствовало даже понятие греха.
Нет, пожалуй, человека, который не задавался бы вопросом: если вне Церкви нет спасения, то как же спасутся те, кто никогда не слышал о Христе? Но мало кто понимал этот вопрос как прямой призыв к самому себе идти и проповедовать. Причем для этого нам не нужно забираться в какие-то лесные дебри: вокруг нас невероятно много людей, даже из числа крещеных, которые не имеют представления о грехе, подобно самым диким язычникам.
И очень существенным является вопрос, какой должна быть наша проповедь? Конечно, ни в коем случае не морализаторство или пространные догматические лекции. Вся наша жизнь должна стать такой проповедью: наши дела, наше поведение, наше отношение к близким и совсем чужим людям. Чтобы на нас исполнились слова Христа: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф 5:16).

  • 1

какой должна быть наша проповедь?

аминь!
даю на Вас ссылку.
а то мы, многоумные, уже все копья переломали на тему проповеди.

жить чижало

Так, без вранья, лицемерия, стукачества, воровства, жить не умеем, да и непривычно, а учиться тяжело. Хотя и в священном сане, а морализаторствовать значительно легче.

Я ничего не понял, простите. Это было замечание автобиографического характера, или оно претендует на аналитику?

скажите пжлст а что самое главное самое первое дОлжно проповедовать сегодня на Ваш взгляд?

Самое главное это Любовь,
но проповедовать её имеет право только
исполнивший эту заповедь в жизни!
Я знал одного батюшку, который имел
право проповедовать о Любви.
Ещё до принятия сана он научился
жертвовать всем. Даже жизнью своей семьи.
Мог отдать последнее, спасая обреченных на голодную смерть,
тем самым обрекая свою многодетную семью на верную гибель.
Бог, видя такие дела и такую веру, помогал не умереть с голоду.
Вот его слова о Любви были не пустым звуком.

Знаете, это, конечно, очень здорово звучит,
но на деле оборачивается обыкновенным равнодушием к ближнему.
Ну, и хорошее оправдание для собственного тщеславия: "важны мои дела, моё поведение..." Моё.

В действительности этого, конечно, мало. Что нужно ещё?
Нужно "выговаривать" ближнему, если он живёт грязно. Показывать ему, что его выбор мерзок (если это так).
И делать это нужно по одной простой причине:
человек своею мерзкой жизнью губит себя, и на ваш личный пример ему, как правило, наплевать.
И если вы не будете "выговаривать" (по словам Христа) ему, значит, просто способствуете его погибели.

Попробуйте не выговаривать, а полюбить такого человека (хотя бы попытаться).
Вы удивитесь, но то, что не может сделать "выговавивание", любовь делает - и даже, часто, гораздо быстрее, чем мы этого можем ожидать от человека, укоренившегося в своей "грязной жизни".
Это личный опыт.

Попробуйте - настоятельно рекомендую!

Но почему-то получается иногда так, что "наше поведение" расценивается большинством (в коллективе, например) как "странное"... т.е и мысли брать пример не возникает, а напротив - у виска покрутить и похихикать...

Без креста никак. Крестом и спасение. И должно быть не иногда, а всегда.

Если каждый день давать (щедрую) милостыню одному и тому же человеку, особенно если он неприятен окружающим (и вам тоже) - это будет выглядеть очень странно и даже глупо для окружающих, а может даже и для самого просящего. Но попробуйте - и вы увидите как на ваших глазах этот человек меняется, меняются и окружающие, крутящие у виска :)

Очень тяжело уступить место в автобусе НЕ пожилому человеку. Уступите - посмотрят как на "странного", но внутри у них обязательно что-то изменится.

Человек часто поступает так или иначе - потому что все так поступают. Тем и оправдывается. И если хотя бы один поступает не так - оправдаться уже нечем. И человек начинает задумываться :)

Аминь, однозначно!)

Я сегодня видела удивительную проповедь!..
Произносил ее молодой священник. Видимо, понимая, что риторические красивости и пламенные призывы - не его конек, он очень по-простому, искренне, тихо и при этом внятно прочитал отрывок из книжечки (если не ошибаюсь, митр. Антония Сурожского). Это был для меня урок смирения, слова даже отошли на второй план, по сравнению с тем, как этот пастырь их прочитал. А то иные полагая себя великими ораторами и неподготовившись к проповеди, начинают громогласно нести всякую ерунду с амвона...

Ерунда с амвона, к сожалению, нередко звучит даже если проповедь была подготовлена. Ну а чтение проповеди по особым тетрадкам предписывалось, если я правильно помню, ещё Духовным регламентом, потому острая нехватка златоустов в Церкви ощущалась во все века.

Вы, конечно, правы.

Извините, отче,

но такая логика мне отдаленно напоминает логические построения В. Ленина - болезненно-нелинейные. "Почему меньшевики против пункта 5 программы большевиков ? Потому, что французский пролетариат должен объединиться с германским, а английская буржуазия уничтожена"

Это очень простой вопрос - "Что будет с людьми, которые сознательно или бессознательно находятся вне церкви ?" Что будет с людьми, жившими в Шумерскую эпоху ? Что будет с амазонским племенем, которые до сих пор не то, что о Христе, о белых людях не слышали ? А с их давно умершими соплеменниками ?

Подобные простые вопросы у меня возникают постоянно. Или , например,
представьте себе средневековый городок, живут люди, по-человечески мучают себя и окружающих, по воскресеньям ходят в церковь. И вдруг бабах - чума. И кругом одни трупы с язвами - бывшие хорошие и плохие, дети и старики. Что это было ? Как это можно обьяснить ?

А детские страдание - вообще запредельно, почитайте http://chistyakova.livejournal.com. Я не могу найти никакого обьяснения. "Неисповедимы пути Господа", "Не дает больше, чем человек может выяснить" - у меня это не укладывается. Вначале дать ребенку жизнь, а потом мучить его и близких ? Представьте я держу домашнее животное, которое люблю. Иначе зачем заводить ? Но, вдруг спонтанно и достаточно периодически начинаю его пинать ногами и бить головой об стену, чтобы оно что-то почувствовало и осознало. Не покажется ли Вам мое поведение по меньшей мере странным ? И никак я не могу найти ответы на такие простые вопросы.

Кто-то процитировал Володина: "Я в Бога не верю. Я на войне был, кишки на снегу видел. Я в Бога не верю."

Бывает, конечно и обратное.

Бывает, конечно и обратное.
Вот именно. Кто-то сказал, что когда дурак и умный смотрят на одно и то же дерево, то умному оно представляется иным, нежели дураку.
Вообще разговор о человеческих страданиях vs веры в Бога бесперспективен: число людей, находящих религиозный смысл в своих, чужих ли, страданиях соотносится с числом противников религиозной идеи приблизительно так же, как и среди тех людей, что страданиями не обременены. И для человека, религиозного практически, страдания приобретают абсолютно тот же смысл, о котором говорю я - это призывающий к действию императив, а не повод для бесплодных рефлексий.
А по поводу того, как спасутся амазонские племена, говорили и ап.Павел(Рим 2:12, 1Кор 5:12) да и сам Господь (Ион 4:11). Само недоумение по этому поводу возникает, похоже, только у людей, которые забыли или вовсе не понимают, что Христос не усложнил, а упростил спасение, приблизил Царство Божие.

Ну да, "какие у вас грехи?" - звучит вовсе непонятно. Приходится аппелировать к понятиям, которые еще что-то значат. Все-таки, человеку может быть за что-то стыдно, он может о чем-то жалеть...

  • 1