?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Вопрос по иконографии Благовещения
anchoret
anchoret
Кто-нибудь знает, зачем здесь вторая ангельская фигура? У меня не получилось найти ответ. Помимо прочего, выяснил, что иногда на иконе Благовещения изображался также Иосиф, которого во сне наставляет ангел (Мф 1:20). От безысходности родилось предположение, что фигура Иосифа утрачена..
Дернуло же моего изографа написать именно этот сюжет!!

UPDATE: Вроде, разобрались. По всей видимости, это иллюстрация к стихире на "Господи, воззвах": "Послан бысть..." (см. в комментах). Спасибо всем откомментировавшим.

  • 1
На иконах часто изображают одни и те же фигуры в нескольких позах. Это средство изобразить событие в динамике. Ведь в Византии не было мультфильмов :)

Даже если бы это было так, ответа на вопрос "зачем" здесь всё равно нет.

ну любили люди замутить мутку,понимаешь,инета же не было тогда)))

Похоже, что вторая ангельская фигура изображает того же самого ангела.
И эта вторая фигура переговаривается с изображенным сбоку (ангелом хранителем? или там что-то другое написано?).
Тоже, в общем, не ответ.

Видимо, того же. На полях клейма семейной иконы, они никогда не имеют отношения к сюжету.

Полагаю, здесь это символизирует то, что ангел являлся Марии дважды — согласно апокрифическому Евангелию псевдоМатфея: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=&book_id=2&chap=9


Нет, там всегда ангел изображается в характерной благословляющей позе, всегда с Марией и в связи с колодцем.

ИМХО, это буквальное прочтение сло акафиста "Ангел предстатель с небеси бысть послане рещи Богородице "Радуйся!.."
Изображается момент послания и предстояния в момент Благовещения.

Возможно, что утрачены две мандорлы- в левом верхнем углу , над ангелом ( и поза характерная, он как бы прислушивается и готов выполнить послание) и в середине с лучом в сторону Матери Бжией.

у нас в храме такое же *Благовещение* всегда думала что это один Ангел: ДО (перед!) Ее ответа и После...
композиционно и эмоционально - да для передачи движения тоже

м-да? и кто до, кто после?

Сочинять историю по картинкам меня ещё в детском саду научили, я такие сюжеты закручивал, что воспитательницы диву давались )

С другой стороны, вот изображение из Санта Мария Маджоре, упоминаемое по ссылке - видели уже?



Сходство невелико :(. Мда, загадка.

Эт вот из этой серии


(Шепотом, с ужасом): Образ всевидящего шока!

Мгновенная ассоциация:

Послан бысть с небесе Гавриил архангел, благовестити Деве зачатие: и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивляяся: о како в вышних непостижим Сый от Девы раждается! Имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Девичу! На Негоже шестокрилатии, и многоoчитии зрети не могут, словом eдинем от Сея воплотитися благоизволи. Божие eсть слово настоящее. Что убо стою, и не глаголю Деве: радуйся Благодатная, Господь с Тобою: радуйся, Чистая Дево, радуйся, Невесто Неневестная: радуйся, Мати Живота, благословен Плод чрева Твоего.

Изображен момент размышления архангела перед Благовещением, а затем -- само Благовещение.

в подтверждение этой же версии

из сборника «Философия русского религиозного искусства», Москва, Прогресс, 1993,
Елпидифор Барсов «Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами»

"Есть две в высшей степени замечательные иконы Благовещения, отвечающие миросозерцанию докетов и за ними манихеев. Одна принадлежит графу А.Уварову, другая находится в деревянной Троицкой церкви в селе Выксине. На иконе гр.Уварова – эон или ангел, сый прежде мира, получает благословление от Бога-Отца на сшествие в мир – и затем летит с небес к Богородице. Выксинская икона восполняет этот момент воплощения новыми чертами. Эон или ангел, после благословления слетевши на землю, становится пред человеческим плотским образом, который он должен воспринять на себя, и вот в ужасе от этой мысли склоняет свою голову, стоит и плачет: ему тяжело идти в эту злую материю, ему не хочется воспринять на себя грубую плоть и сделаться человеком. Затем уже в третий момент тот же ангел является с благовестием к Богородице (…)
Икона эта очень древняя, но нельзя не пожалеть, что в последнее время она поновлена и перемазана местными богомазами."

в подтверждение этой же версии

http://samstar-biblio.ucoz.ru/_ph/35/267490324.jpg

Человек писавший эту икону мне рассказывал, что это арх.Гавриил размышлявший перед Благовещением.

Эта икона из храма в г.Капернауме. Здесь, похоже, тот же принцип. "Два Спасителя" - "один" спит, а "другой" укрощает бурю на Галилейском озере.
http://ira-koz.livejournal.com/55277.html
(не умею сюда картинку вставить, поэтому только ссылку даю)

  • 1