?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о пацифизме
anchoret
anchoret
Заинтересовался одной цитатой у Гарнака ("Миссионерская проповедь и распространение христиаства", СПб, 2007, с.359), потянул за ниточку и выяснил для себя довольно интересную историю.
С чего же начать?
Наверное, с того, что в наших святцах нет* св. мученика Максимилиана, хотя он является святым неразделенной Церкви, пострадавшим в Тебессе в правление Диоклетиана, 12 марта 295 года. Да, и никогда не будет, а почему, сейчас станет понятно.
Дело в том, что он отказался служить в армии, мотивируя это своим христианством: "не могу воевать, потому что я христианин". Когда ему была предложена альтернатива - военная служба или смерть, он предпочел последнее. Правда, Католическая энциклопедия оговаривается, что в то время отказ от воинской службы смертью не карался, для этого были другие наказания и, по всей видимости, главной причиной для его казни явилось именно исповедание себя христианином, но из "Актов Максимилиана" это никак не следует.
Что касается самих актов, то, насколько я понял, они были открыты и опубликованы в 1689 г. бенедиктинским ученым монахом Тьерри Рюинаром. Самое подробное их изложение в сети мне удалось найти здесь, хотя и без прямой ссылки на первоисточник.
А теперь о том, что меня заинтересовало изначально. У Гарнака (в переводе проф. А.Спасского) из Актов приводится такой текст: "Дион (проконсул - А-ъ) сказал чиновнику: возложи знак (свинцовую пломбу, знак солдата** - А-ъ). Максимилиан начал противиться и говорил: "..Служу Богу моему; не принимаю знака, имею уже знак Христа, моего Бога... если возложишь его, сброшу, так как он ничего не значит... нельзя мне на шее носить пломбу подле спасительного знамения Господа моего". Я очень удивился, так как из текста практически однозначно можно понять, что уже тогда христиане носили на груди крест, в то время как я полагал, что эта традиция возникла только несколько десятилетий спустя, во второй половине IV столетия***. Однако английский перевод, на который я сослался выше, не даёт возможности такого буквального понимания: "It is not permitted to me to bear the lead upon my neck after [having received] the saving seal of my Lord Jesus Christ" - т.е. речь идёт, скорее, не о видимом знаке, а о печати таинства Крещения.
Но главное, что я нашёл в этой истории, это поучительный момент, который позволяет более снисходительно смотреть на тех христиан-пацифистов, которые разделяют точку зрения св. Максимилиана Тебесского (и не только его, ибо как я понял, покопавшись в сети, в те годы она не была так уж экзотична). Пусть с православной точки зрения они наивны в своем заблуждении, но коль скоро они делают это Христа ради, то достойны своей толики уважения.

_____________________________
* См. доклад еп. Нафанаила (Львова)
**Такие знаки известны со времен древней Спарты по сей день.
*** Цитата из меня: "с известной долей вероятности, можно предположить, что традиция возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей. "

  • 1
В те-же годы в войске императора Диоклитиана служил Святой Великомученик Георгий Победоносец

Фактически Вы цитируете Диона, он только имен не называл. )

Как бы ещё отделить одно от другого.
И совместить "толику уважения" к этим людям с неподдерживанием их заблуждений.

А в чем здесь проблема? Мне кажется, одно другому никак не мешает.

Проблема в том, как это адекватно и доступным образом продемонстрировать (т.е.: она вовне, а не внутри).
Потому что обычно всё время всё сплетено одно с другим. "А-а-а, ты со мной не согласен? -> ты ко мне плохо относишься!".

Опять же. То, что некоторые люди с постоянством и упорством, достойными лучшего применения доказывают и наставляют других на ахинею, как им кажется, "Бога ради" — конечно, достойно уважения в том плане, что они проявляют столь большую активность "Бога ради", только сама эта активность и плоды её от этого "ради" лучше не становятся. И проблема в том, как отсечь ахинею, не обижая при этом людей. Во. Риторический вопрос?

И проблема в том, как отсечь ахинею, не обижая при этом людей.

Т.е. проблема в наличии такта и здравого смысла, штоль?

Т.е. да. Ну, вернее, не в наличии — а в верном для каждого конкретного случая применении.
А я-то думала, на меня сейчас с неба стопроцентный рецепт свалится.

Может отказ был еще связан с общим отказом многих христиан работать на государство, т. е. участвовать в обязательных для госслужащих уж точно языческих праздниках? День присяги, рождение легиона и общие сатурналии всякие?

Интересная статья ена эту тему А.Д. Пантелеев "Христиане и римская армия от Павла до Тертуллиана"
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/kafsbor/mnemon/2004/pant.htm

"Императоры-соправители Диоклитиан и Максимиан (284 - 305) послали в Каппадокию большой военный отряд во главе с Лизием для искоренения широко распространявшегося там христианства и, кроме того, набрать в императорское войско здоровых и сильных воинов. Среди многих других Лизий приказал взять на военную службу и Иерона, обладавшего большой физической силой и ловкостью. Но Иерон отказался служить императорам, гнавшим христиан. Когда его хотели взять силой и привести к Лизию, он, вооружившись бревном, обратил в бегство посланных за ним воинов и вместе с восемнадцатью единомышленниками укрылся в пещере."
http://days.pravoslavie.ru/Life/life2496.htm

Пацифизм святых

Святой Ипполит Римский (170- 236 гг.):

Если приходит человек, занимающийся развратом, то его следует гнать.
Если приходит человек, изготовляющий идолов, то его следует просветить; но если он не оставит это занятие, то его также следует гнать.
Тот, кто посещает праздники жертвоприношений богам, тот должен оставить это занятие, или его также следует гнать.
Или если кто-то охотник, или учится убивать, или военному делу или участвует в скачках, то он должен это занятие оставить, или же его не следует принимать.
Солдата не следует принимать, и если ему приказано кого-то убить, то он не должен этого делать; а если он не оставил это занятие, то ему следует отказать в приеме.

Ипполит Римский, «Апостольская традиция», 16


Тертуллиан (пресвитер, 150-200 гг):

"Речь идет о том, может ли христианин быть военным и могут ли воины становиться христианами [...] Божественная и человеческая клятва, символы Христа и Сатаны, свет и тьма не переносят друг друга; человеческая душа не может одновременно выполнять свои обязательства перед Богом и императором. Правда, можно пошутить, что Моисей ходил с посохом, у Аарона на поясе была пряжка, Иоанн Креститель подпоясывался ремнем, Иисус Навин возглавил небольшой отряд, а народ Израиля воевал.

А как же воевать тому, у кого Господь отнял меч? Служить в мирное время без меча? К Иоанну тоже приходили солдаты, чтобы он указал, как им жить дальше, и даже если сотник верующий, то ведь Господь, разоружив Петра, разоружил любого солдата. Любая форма у нас запрещена, ибо это есть признак недопустимой профессии."

Тертуллиан "Избранные творения"



http://tapirr.livejournal.com/1264427.html

  • 1