Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о пацифизме

Заинтересовался одной цитатой у Гарнака ("Миссионерская проповедь и распространение христиаства", СПб, 2007, с.359), потянул за ниточку и выяснил для себя довольно интересную историю.
С чего же начать?
Наверное, с того, что в наших святцах нет* св. мученика Максимилиана, хотя он является святым неразделенной Церкви, пострадавшим в Тебессе в правление Диоклетиана, 12 марта 295 года. Да, и никогда не будет, а почему, сейчас станет понятно.
Дело в том, что он отказался служить в армии, мотивируя это своим христианством: "не могу воевать, потому что я христианин". Когда ему была предложена альтернатива - военная служба или смерть, он предпочел последнее. Правда, Католическая энциклопедия оговаривается, что в то время отказ от воинской службы смертью не карался, для этого были другие наказания и, по всей видимости, главной причиной для его казни явилось именно исповедание себя христианином, но из "Актов Максимилиана" это никак не следует.
Что касается самих актов, то, насколько я понял, они были открыты и опубликованы в 1689 г. бенедиктинским ученым монахом Тьерри Рюинаром. Самое подробное их изложение в сети мне удалось найти здесь, хотя и без прямой ссылки на первоисточник.
А теперь о том, что меня заинтересовало изначально. У Гарнака (в переводе проф. А.Спасского) из Актов приводится такой текст: "Дион (проконсул - А-ъ) сказал чиновнику: возложи знак (свинцовую пломбу, знак солдата** - А-ъ). Максимилиан начал противиться и говорил: "..Служу Богу моему; не принимаю знака, имею уже знак Христа, моего Бога... если возложишь его, сброшу, так как он ничего не значит... нельзя мне на шее носить пломбу подле спасительного знамения Господа моего". Я очень удивился, так как из текста практически однозначно можно понять, что уже тогда христиане носили на груди крест, в то время как я полагал, что эта традиция возникла только несколько десятилетий спустя, во второй половине IV столетия***. Однако английский перевод, на который я сослался выше, не даёт возможности такого буквального понимания: "It is not permitted to me to bear the lead upon my neck after [having received] the saving seal of my Lord Jesus Christ" - т.е. речь идёт, скорее, не о видимом знаке, а о печати таинства Крещения.
Но главное, что я нашёл в этой истории, это поучительный момент, который позволяет более снисходительно смотреть на тех христиан-пацифистов, которые разделяют точку зрения св. Максимилиана Тебесского (и не только его, ибо как я понял, покопавшись в сети, в те годы она не была так уж экзотична). Пусть с православной точки зрения они наивны в своем заблуждении, но коль скоро они делают это Христа ради, то достойны своей толики уважения.

_____________________________
* См. доклад еп. Нафанаила (Львова)
**Такие знаки известны со времен древней Спарты по сей день.
*** Цитата из меня: "с известной долей вероятности, можно предположить, что традиция возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей. "
Tags: святые
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments