?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об интересе
anchoret
anchoret
За исключением кратких мгновений, практически никто и никогда не избежит рассеянного состояния во время частной молитвы или богослужения. Почему это происходит - другой вопрос, но происходит обязательно.
Один человек предложил утешаться тем, что посторонние мысли, попадая в русло молитвословия, через это освящаются и, незаметно для нас, как бы "воцерковляются". По его мнению, через это сам образ мыслей постепенно приобретает христианский характер, как и принимаемые по размышлениях решения. Что-то в этом, возможно, есть, но целиком согласиться с этим тяжело..
Рассеянность, помимо прочего, определяется отсутствием интереса. Видимо, надо как-то так устраивать свою жизнь и молитву, чтобы было интересно. Часто слышишь, что молитву называют разговором с Богом, хотя имеют в виду при этом только вычитку молитвенного правила. Всегда интересно поговорить даже с обычным умным человеком, неужели неинтересно - с Богом? Если неинтересно, значит, это - не разговор. Видимо, это монолог, о котором говорил схиархиепископ Димитрий (Абашидзе) - мы молимся, но не молим Бога, а "говорим Богу о себе". То, что мы скучны самим себе, как-то понятнее, хотя тоже неправильно. М-да.

что характерно, в моменты реальной опасности для жизни эта беседа становится настолько интересной, что никакого рассеянья ума не наблюдается.

Edited at 2008-01-23 09:52 pm (UTC)

О да. Многие, правда, в эти моменты так и не успели побеседовать.

рискну предложить афоризм

святой - это человек который понял что молиться всегда интересно

Вы мне льстите.

Бог интересен всегда. Это мы - скучны даже сами себе. Я так думаю. Ведь во время молитвы среднестатистический человек слышит только то, что сам думает или произносит (случаи, когда он слышит Бога, рассматривать не будем). И, по-хорошему, внутренний диалог хочется чаще всего просто отключить - не потому, что молиться не хочется, а потому, что надоело свои собственные жалобы слушать.

Это мы - скучны даже сами себе. Я так думаю
Точно? По-моему, я это где-то читал в православной публицистике :)
Жалоб, как раз, больше в текстах правила, чем в своем потоке сознания..

Да, рискну привести гениальную хасидскую историю на тему:

Ученики Баал Шема однажды услышали, что некто имеет репутацию весьма учёного человека. Кое-кто захотел пойти к нему и посмотреть, чему он может научить. Наставник позволил им пойти, но прежде они его спросили: “А как мы узнаем, истинный ли он цадик?”
Баал Шем ответил так: “Попросите его дать вам совет о том, что следует делать, чтобы во время молитвы и учения вас не тревожили нечистые помыслы. Если он вам даст совет, то вы поймёте, что он не принадлежит к великим учителям. Ибо таково служение человека в этом мире до самого его смертного часа - всё время бороться с чуждыми помыслами и всё время возвышать себя и уподобляться природе Божественного имени”
http://www.facets.ru/articles1/hassids.htm

молитву называют разговором с Богом, хотя имеют в виду при этом только вычитку молитвенного правила.

иная проблема - как разговаривать чужими словами? чтобы интересно было словами Василия Великого - это ж когда дорастешьто? вот и правило уже не заставить себя *вычитывать*
а только и будешь своими словами лепетать надоедая
как научиться правилу (у\в) чтобы оно стало реально ТВОИМ?

Это, как раз, относительно просто: составьте свое правило.

Да, хорошо сказано на счет интереса. А ведь как это актуально для церковных певцов и чтецов. Поем - и не понимаем, что поем. И действительно - интереса нет к тому, что поем...

Знаете, на клиросе и легче и сложнее... Есть хотя бы эмоциональный ряд - он уже не оставляет равнодушным и мыслям не дает растечься особо, хоть это и душевное, на которое мне сейчас молитвенники укажут, надеюсь:) Другое дело, что эмоции бывают разными на клиросе, да:)) Но мне лично легче петь в церкви с точки зрения молитвы, чем молиться дома одной...

спасибо, за то, что пишете
(и за то, что пишете редко... внимание не успевает рассеиться :)

Нет, лучше почаще :)

Между сообщениями внимание рассеивается быстрее :)

Не знаю. По-моему, сама мысль о том, что предстоишь Богу Живому, на которго не смеют взирать херувимы и серафимы, выметает из головы все посторонние мысли и повергает в трепет. Ну если нет, можно ещё на Литургии на возгласе "Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы..." сказать самому себе - "Христос посреди нас! И есть и буде!", тогда уж точно ни о чём другом помыслить не получится.

сказать самому себе - "Христос посреди нас! И есть и будет!"
Это уже шизофренией попахивает :) Но, слава Богу, у меня есть, кому это говорить.
Из Ваших реплик я так понял, что проблемы рассеяния внимания на молитве для Вас не существует. Надо организовывать на Вас экскурсии, чтобы народ знал своих молитвенников :)
На самом деле, пост был не совсем об этом.

Про интерес, конечно в точку. А интереса нет, т. к. человек очень часто не осознает зачем ему это надо. Вернее он думает, что понимает и чаще всего обманывает сам себя. Поэтому в минуту опасности это осознание приходит как молния и все становится на свои места. Появляется и желание и искренность. А еще критерием интереса является любовь к Богу. Любящий человек готов в "рот заглядывать" своему любимому. Для него кроме любви не существует другой мотивации.

Страха Божия нет

мне кажется...

Re: Страха Божия нет

согласен. но как его стяжать?

Почему это происходит - другой вопрос.
Возможно, потому, что это монолог в никуда, а не разговор. Осознания происходящего нет.

Мда...

Какова вера - такова и молитва!

З.Ы.Долой вычитку!

Всегда интересно поговорить даже с обычным умным человеком, неужели неинтересно - с Богом? Если неинтересно, значит, это - не разговор. М-да. (ц)



ну извините это нечестный аргумент; например:масса людей не научено слушать классическую музыку -а не то что любить ее наслаждаться ею - кроме того что они засыпают в консе или жрут шоколад хрустя фольгой и хочется их прибить (*_*))) - еще они вызывают сожаление и жалость не так ли.
А Вы говорите об *интересе РАЗГОВОРА с Богом*...
фигурально выражаясь - вы - воспитатели в наших яслях: научите нас? :)

Нет, в учителя молитвы я не гожусь :)

как представишь на молитве, что ты говоришь слова молитвы ЖИВОМУ БОГУ, Который тебя слышит, и, если исренне говоришь Ему, всегда исполняет, так сразу все посторонние мысли прочь.

Вот именно! Я то же самое и хочу сказать!

Подмечено верно.
Но как с этим бороться???

Это постоянная работа над собой, работа на всю жизнь, сродни труду Сизифа, с той лишь разницей, что труд его был бесплодным, а наш таким не останется. А как именно бороться, какие применять "технические приемы" - об этом тома написаны, и универсальных способов здесь нет.