?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о суевериях.
anchoret
anchoret
Что странно: вроде, нормальные все люди, и так сразу и бездумно подхватывают какую-то нелепую басню: "реальное чудо реального преподобного".
Монастыри и по сей день являются рассадниками суеверий, а лучшие из них - инкубаторами диомидов. Почему так? Потому, что "где труп, там соберутся и орлы", или потому, что "любовь всему верит"?
Один батя безуспешно ищет первоисточник поверия, что на Богоявление вся вода становится святой. Не найдёт, уверен. На мой взгляд, здесь можно говорить о превратно понимаемых словах праздничной службы о том, что Иисус Своим крещением освящает водное естество. Но ведь это, на мой взгляд, сродни тому, что ап. Павел говорит о христианах, как о священстве. Т.е. здесь некая потенциальная возможность: после прихода Христа в мир каждый христианин (а не только принадлежавший роду служителей храма, как в Ветхом Завете) может нести священническое служение, и любая вода может стать носителем благодати. Но это же не значит, что когда рукополагают пресвитера, то священниками становятся все его прихожане, и когда освящают воду, то она освящается везде и всюду?

  • 1
Однако, суеверие насчет воды имеет зело глобальные масштабы, тут, как мне кажется, нужны более подробные разъяснения (о которых я Вас прошу).
Наш батюшка высказался давеча в том смысле, что святая вода становится святой прежде всего по вере употребляющего воду. В том смысле, что известны случаи, когда заключенные в лагерях, зная лишь календарную дату Крещения, употребляли воду из любого ближайшего водоема (которую при них, разумеется, никто не освящал), и, мол, даже чудеса исцеления бывали.
И такая точка зрения очень распространена среди священства, так что не могу не спросить еще раз - так что же это, все-таки? Суеверие или просто излишнее обобщение? Ладно, опустим проблему мирового океана - допустим, если священник прорубил прорубь в реке Волге и освятил воду в проруби - является ли святой вода во всей Волге? Или она является таковой только для христиан, принимающих эту воду с молитвой и должным благоговением?
Спасибо за любой ответ.

надеюсь, меня поправят, если это что-то из области "неправильного", но известны и случаи, когда женщины в лагерях крестили сами своих детей.
писали-то про это многие, а нам про это рассказывали когда мы для музея памяти на Урале собирали воспоминания. женщина рассказывала, что так крестили ее сына, а потом, уже на свободе, он во взрослом возрасте пришел креститься и ему батюшка сказал, что не надо, он уже крещен.

По сообщениям СМИ в Полтаве владыка освятил воду на водозаборе №1 для всего города, и потому из всех кранов в Полтаве в день Крещения текла святая вода.

интересно, а из бачков она же текла?
Одно радует - сми и не такое сочинить могут

я не очень поняла - то есть, чудо просто в том, что она увидела его?
он же не исцелял...

Чудо в том, что столько нормальных людей повелось на эту историю.

На счет крещенской воды

В данном случае вы не правы. Освящение части переходит на целое - это принцип и смысл вообще любого освящения. Освящение начатков урожая - на весь урожай, осв. воды на Крещение - на всю воду. ДОстаточно одному священнику в стакане освятить. Потому и Великое освящение воды.
По уму вода и в кране святая в этот день. И свойствами она обладает такими, какими и та, что в храме или на проруби освященная. (Вопрос о времени, сколько она продолжает оставаться освященной - это другой вопрос, о том, можно ли попрать святыню).

Re: Насчет всего

В данном случае вы не правы. Освящение части переходит на целое - это принцип и смысл вообще любого освящения. Освящение начатков урожая - на весь урожай, осв. воды на Крещение - на всю воду. ДОстаточно одному священнику в стакане освятить.

Эта точка зрения мне понятна. Я бы только хотел две вещи уточнить: а) с чего Вы это взяли, и б) достаточно ли одному священнику крестить одного человека, чтобы крещены оказались все люди, освятить одну банку меда, чтобы был освящен весь мед, благословить одну трапезу, чтобы были благословлены все трапезы, и т.д.?

Интересно, что автор уже года два назад этой темы касался:
http://o-paulos.livejournal.com/20002.html

может нести священническое служение

Автор "Послания к евреям" говорит о Христе как о единственном Священнике Своей Церкви. В этом смысле каждый христианин - во Христа крестившийся и облекшийся - участвует в Нём в Его священстве. Это и есть "царственное священство, народ, взятый в удел", что не исключает особого новозаветного служебного священства, установленного апостолами и продолжающегося в цепи аспостольского преемства. Или я не прав?

Re: может нести священническое служение

Абсолютно прав! В священники НЕ РУКОПОЛАГАЮТ! Рукополагают в диаконы и в ПРЕСВИТЕРЫ, ну еще в епископы. Пресвитер же на самом деле означает СТАРШИЙ, СТАРЕЙШИНА. В нормальном случае это глава общины. Священниками же пресвитеров стали называть в Византийской империи, когда церковь слишком плотно связала себя с государством и общинное ее устройство стало заменяться приходским. Согласно же ап. Павлу, священником, т.е. человеком, который может (и должен) приносить жертвы, является КАЖДЫЙ ХРИСТИАНИН.

А как быть с новостильными Церквями? Вода уже становилась святой тринадцать дней назад, а потом опять обернулась обычной?

Какие разные мнения.

что-то у меня второй день диаконник не открывается. error, говорит, The requested URL could not be retrieved...

Какой-то косяк хостера. Сегодня должны исправить.

Хочу написать туда каммент, но по наивности не пойму - o_paulos всерьез пишет?!

Edited at 2008-01-21 12:02 am (UTC)

Я так понял, что серьёзно.

Может объясните?

А я в этом году озадачилась тем, почему в соседнем храме была ночная служба с 18 на 19 в честь Крещения? В начале подумала, может на соседний водоем пойдут воду святить. Но не пошли:( В 23.00 началась Всенощная, затем Литургия. Мне сказали, что в некоторых монастырях так служат. Я ничего не имею против ночных служб, но хотелось бы какого-нибудь логического обоснования. Вот Рождественские и Пасхальные службы ночью я понимаю, а Крещенская почему ночью?

В общем, и Рождественскую повсеместно служить ночью тоже, вроде, не так давно начали. Традиция древняя, преимущественно монастырская. Народу нравится, вот и служат по ночам. У Златоуста ещё говорится, что "посему в этот праздник в полночь все почерпнут воды..." и т.д.

Re: Как смогу. (Anonymous) Expand
А вот я знаю храм, при котором окормляются алкоголики и наркоманы. И для них специально служат ночью. Налетайте... Критикуйте!

Помилте, за что ж мне там кого-то критиковать? Я только радуюсь, когда кто-то ими занимается. Со стороны мне, конечно, непонятно, почему ночью служат, но им там виднее, наверное.

А меня радует, что Вы еще искренне можете радоваться за кого-то... Критика да сатира ее еще не иссушила... Простите за придирки...

При этом народ потиворечит сам себе, ибо если ВСЯ вода освящается, то ЗАЧЕМ увиваться за баклажку в храме?

Ну, как же! "Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью". (Ин 5:4)
Т.е. подсознательно народ чувствует, что надо быть поближе и пораньше. )

Вся или не вся, вот в чем вопрос... http://ustav.livejournal.com/1025899.html

  • 1