Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что о вокале

При просмотре видеозаписи праздничного богослужения, которое сопровождалось пением мощного хора и отменным вокалированием священнослужителей, я не мог отделаться от мысли, что находящимися в храме богослужение воспринимается преимущественно (если не полностью) на эстетическом уровне. Скажем, вряд ли апостол Павел был доволен, если бы чтение его послания в христианской общине совершалось как здесь - по всем правилам бельканто, с раздуванием щек, выпучиванием глаз и выворачиванием наизнанку губ. Такое исполнение может усладить слух, но текст понятным не сделает.
"Ну а что ты думаешь? - иронично сказал мне о.И. - Ведь опера тоже воспринимается чисто эстетически: текст зачастую бывает непонятен, тем более что и поётся нередко на чужом языке, а зритель всё равно доволен". При этом мне вспомнилось, что именитый автор одной популярной книжицы о классической музыке буквально так и говорил, что оперные либретто обычно чрезвычайно глупы и, в отличие от мастерства композитора и исполнителей, ни в малейшей степени не могут служить к достоинству произведения. Но ведь с "либретто" нашего богослужения всё обстоит ровно наоборот! И что же, мы сознательно низводим его до уровня оперы?
Бедная, бедная золотая серединка, как тебя найти и пристроить к делу...
И ещё я подумал, что при такой постановке дела спор о том, как лучше читать за службой Апостол и Евангелие - лицом или затылком к народу, не может быть решен в пользу какого бы то ни было варианта. Всё равно ничего не понятно, а перекошенное, багровое от натуги лицо солирующего диакона, пожалуй, действительно от людей лучше отвернуть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →