?

Log in

No account? Create an account

Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что о вокале
anchoret
anchoret
При просмотре видеозаписи праздничного богослужения, которое сопровождалось пением мощного хора и отменным вокалированием священнослужителей, я не мог отделаться от мысли, что находящимися в храме богослужение воспринимается преимущественно (если не полностью) на эстетическом уровне. Скажем, вряд ли апостол Павел был доволен, если бы чтение его послания в христианской общине совершалось как здесь - по всем правилам бельканто, с раздуванием щек, выпучиванием глаз и выворачиванием наизнанку губ. Такое исполнение может усладить слух, но текст понятным не сделает.
"Ну а что ты думаешь? - иронично сказал мне о.И. - Ведь опера тоже воспринимается чисто эстетически: текст зачастую бывает непонятен, тем более что и поётся нередко на чужом языке, а зритель всё равно доволен". При этом мне вспомнилось, что именитый автор одной популярной книжицы о классической музыке буквально так и говорил, что оперные либретто обычно чрезвычайно глупы и, в отличие от мастерства композитора и исполнителей, ни в малейшей степени не могут служить к достоинству произведения. Но ведь с "либретто" нашего богослужения всё обстоит ровно наоборот! И что же, мы сознательно низводим его до уровня оперы?
Бедная, бедная золотая серединка, как тебя найти и пристроить к делу...
И ещё я подумал, что при такой постановке дела спор о том, как лучше читать за службой Апостол и Евангелие - лицом или затылком к народу, не может быть решен в пользу какого бы то ни было варианта. Всё равно ничего не понятно, а перекошенное, багровое от натуги лицо солирующего диакона, пожалуй, действительно от людей лучше отвернуть.

...и все это как раз невладение вокальной техникой как раз. И собой заодно)

Ну это такая особая, диаконская техника. Против неё ещё сто лет назад писалось, что "Диакон ... не должен позволять себе ... гримас на лице, вроде оттопыривания губ для придания густоты голосу, или же нахмуривания бровей для придания вящей важности внешности своей, но должен быть серьёзен и степенен видом" и "Диакону следует заблаговременно внушать, чтоб он говорил ектении, читал евангелие и произносил многолетие голосом ровным и естественным, с спокойным выражением лица, без дикого крика, кривлянья и разного рода других непристойных привычек..".

ой. типа долго жить будете...

Как-то в данном случае полегче страдать, когда страдаешь не один.

Вы-то её наверняка найдёте, золотую.

а) Люди при чтении благочестиво сгибаются, глядя в пол, т.ч. лицом читающего диакона их не испугаешь. ;/
б) Ладно, предположим, что лицо-то лучше отвернуть, а голос? уши-то куда девать?.. порой кажется, что удар хватит. И диакона, и тебя. За компанию.
в) Нет уж! Пусть поворачивают к народу! Если таким голосом, как Вы пишете, то и так всё равно, а если всё же тихим — то народу ничего не слышно...

не в этой жизни

уши-то куда девать?.. порой кажется, что удар хватит.

"..не испуг ли своего рода для некоторых между предстоящими?" ©

жуть фиолетовая была эта служба. прости Господи!
от медведева в цветах аки детках до всех этих руллад....делаешь тише звук а он тише не делается - во как бывает :(
и ваще тоскливенько так становится - при некоторых раскадровках....

А Вы видели Сретенскую запись? Никакого сравнения, на мой взгляд.
С Медведевым да, комично выглядело. Как они этого не видят, не понимаю...

еще становилось страшно от очевидного: от всего того что там вот так вот выпевалось, от лиц сопровождения Медведева, от этих деток будто от сталина или брежнева из театральных загажников вынутых и вокруг *вождя* расставленных... - так вот этот знак равенства который пытаются пририсовать меж властями и Церковью способен вызвать к Церкви совсем и отнюдь не возлюбление а совсем напротив. что и видно в атеистических комментах... да и не только.
жуть - повторюсь...

Аттракцион такой, видимо, "хождение по граблям". Очень дорогой аттракцион...

Да, как раз то, о чем писал Репин Крамскому: "Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного - весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. ... Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!" :)

Вопрос не совсем в тему - а что, хотя бы Апостол по-русски никак нельзя читать?

Кое-где практикуется, но это исключение. Чтение синодального перевода СП, на мой взгляд, сильно диссонирует с общим ходом богослужения, а "новославянского" текста просто нет.

А как вам "Страсти по Матфею" владыки Илариона?

А никак. Точно помню сам факт, что слушал, но совершенно не помню, чтобы это произвело какое-то впечатление.

Иногда церковное пение бывает такой красоты и мощи, что мурашки по коже бегут и слезы катятся градом... а иногда поют тихо, слабо и недружно и хочется даже им помочь, но голоса нет - а чувств никаких такое пение не пробуждает, а слов и вовсе не разобрать...
КАК петь - это очень важно!

Ах ты степь широ-о-о-о-о-о-окая!
Степь раздо-о-о-о-о-о-ольна-ая!
Это тоже может вызвать мурашки.
ЧТО петь - это тоже важно. :)

***Бедная, бедная золотая серединка, как тебя найти и пристроить к делу...***

Никак. Серединка между двумя крайностями, как известно, далеко не золотая. Настоящее "золото" находится совсем в другой стороне. И искать его надо не от "серединки", а от смысла.
Тем, кто приходит на богослужение, чтобы наслаждаться его красотой, ИМХО Вы все это не объясните никак. Для него церковь - разновидность оперы.
Тем, кто приходит в храм молиться, это тоже объяснить непросто. Для них богослужение - фон, создающий подходящую для молитвы атмосферу. Конечно, хорошее пение создает такую атмосферу лучше, чем плохое.
С теми, кто приходит на литургию причащаться, проще. Они, по крайней мере, как правило, пытаются вникать в смысл того пути, который ведет их к причастию. А здесь пение совсем не при чем, может даже мешать.
И наконец, те, кто приходит служить (независимо, клирики или миряне) сами неизбежно будут выделять главное и пропускать мешающее. Это они сами (во главе с предстоятелем) совершают эту литургию, и кто там как поет для них не важно.

(Deleted comment)
Да, перевести всё на "понятный" язык, убрать иконостасы, отказаться от облачений, ввести женское священство... ничего не упустил?

Фрагмент трансляции видел (начали-то намного раньше нашего, мы как раз собирались на службу.) Впечатление отрицательное. Хорошо, что у нас не так.

Какой-то голливудский фильм с Томом Крузом в главной роли, шедший одновременно с трансляцией ночного богослужения, вызывал во мне намного меньше сердечных терзаний.

Вообще лучше иметь домашнюю видеотеку для самых разных случаев :)

"И ещё я подумал, что при такой постановке дела спор о том, как лучше читать за службой Апостол и Евангелие - лицом или затылком к народу, не может быть решен в пользу какого бы то ни было варианта. Всё равно ничего не понятно..."

ППКС. Абсолютно.
Лицом, спиной... Лишь бы внятно и четко. И еще лучше бы - на русском. Ц/сл. текст куда сложнее на слух ловить. Попробуй разбери, что вообще читают, - если, конечно, заранее не сверился... Какое уж тут вдумываться в оттенки смысла...

убойная логика у о. И.

Ведь опера тоже воспринимается чисто эстетически: текст зачастую бывает непонятен, тем более что и поётся нередко на чужом языке, а зритель всё равно доволен

ну так можно легонько что-то подправить в богослужебных текстах. скажем, местами сделать мельчайшие изменения, так что православные догматические формулировки заменятся еретическими.

и что? а ничего! - зритель всё равно доволен

вон, эксапостиларий постоянно читают с двойным греч. отрицанием: "яко Христос воскресе никтоже да не верует". и хоть бы один прихожанин когда-нить пикнул... им по барабану.

Я думаю, из контекста понятно, что о.И. говорил вполне иронично, убойность здесь не при чем.
Вспомнился ещё один известный пример, где как раз не хватает двойного отрицания - евангелие с притчей о сеятеле : "да не веровавше спасутся" - и тоже ничего. Ну, кстати, да - станут формулировки еретическими, допустим. Где тот предел, когда причастие перестанет им быть?