Анахоретъ (anchoret) wrote,
Анахоретъ
anchoret

Category:

Кое-что об иконопочитании 2

В продолжение темы...

Вообще считается, что привески на икону делаются в качестве благодарности за некое чудо или благодеяние Божие, явленное по молитвам перед этим образом. В качестве таких украшений они служат зримым свидетельством чудотворности этой иконы. В старину даже изготавливались специальные привески - в виде руки, ноги, сердца - как уже более конкретная иллюстрация полученного (или чаемого) исцеления.

На самом же деле, люди обычно жертвуют кольца-кулоны-крестики-цепочки на икону до того, как получают просимое. Возможно, есть такие, кто предлагает Небу таким наивным образом сделку (это только мое предположение, которое я делаю исходя из своего скромного знания общего уровня религиозного сознания наших верующих). Кроме того, многими руководит здесь (часто спонтанное) благое намерение: хочется пожертвовать что-то, отняв от себя, а как это сделать лучше - люди не знают. Подсказывает икона, на которой (на рассаду, так сказать) уже привешены какие-то украшения. А подражательный поведенческий мотив здесь очень силён: можно привести много примеров, когда кто-то заносит в приход или общину какую-то традицию, которую остальные, особо не задумываясь, начинают копировать.

Какова дальнейшая судьба привесков? Некоторая часть, что греха таить, разворовывается или недобросовестными причетниками (о таком мне рассказывали на Украине), или людьми с улицы (последнее иногда случалось, как мне рассказывали, в одном московском храме, давно, ещё когда они привески не прятали под стекло более надёжно - зайдет такой, улучит момент, чик-чик кусачками и целую гирлянду унесёт). Некоторая часть, в случае переизбытка привесков, в качестве лома идёт на изготовление уже специальных украшений (окладов, басмы, нимбов, цат). Другая часть, состоящая из наиболее примечательных или памятных предметов, висит долгие годы до очередной реквизиции церковных ценностей.


На мой взгляд, явление это довольно безобидное - не такие уж большие масштабы имеет этот феномен. Навскидку я вижу здесь три-четыре минуса: первый - КПД такой жертвы, думается мне, невысок, второе - молиться это иногда мешает (думаю, нет такого человека, который, прикладываясь к нынешнему Иверскому образу у Воскресенских врат, не разглядывал бы тайком от самого себя тамошние висюльки), третье - некоторым "стыдно ажно предъ безбожниками". Мне - не стыдно, но то, что это иногда является искушением для стоящих на пороге Церкви - факт.

Плюсов, правда, я здесь не вижу вообще никаких, но я же не всевидящ.

Ну, и нельзя не вспомнить о том, что в своё время страсть к таким украшательствам убила на Руси иконопись. Икона перестала быть видна за златом-серебром и, когда в конце привычного к академической живописи XIX века сняли многоценный оклад (ныне хранящийся в Алмазном фонде) с рублёвской Троицы для её реставрации, то увиденное за ним так поразило и вдохновило, что стимулировало возрождение (если не рождение) богословия иконы.

В качестве специального аккумулятора для накопления материальных ценностей на чёрный день (голод, война)  украшения образов всерьёз никогда не служили: умели справляться другими материальными ресурсами. А в случае неблагополучного исхода военных действий они, разумеется, обычно наполняли вражескую казну.

Tags: иконы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments