Кое-что о кое-чём

Безмятежное созерцание несоответствия вещей

Previous Entry Share Next Entry
Кое-что об ОПК
anchoret
anchoret
Мне все эти пляски вокруг сабжа, в общем, чужды и не совсем понятны. Кажется, всё просто - хорошо, если такой предмет будет, плохо, что нет (и, видимо, не будет) квалифицированных преподавателей, без которых предмет точно станет крайне неинтересным и, скорее всего, даже вредным, и, наконец, наличие такой опасности не должно останавливать: предупрежден - вооружен, а дорогу осилит идущий. Но.
Но при всём этом я не могу не сознавать в глубине души, что такого предмета в обычной школе быть не должно, равно как и какого-то аморфного "Религиоведения". Ну, просто ему там не место, по моему убеждению. При всей очевидности попыток сознательной подмены со стороны противников "Основ православной культуры", которые нарочито и упорно называют их "Законом Божиим", я не могу не признать, что товарищи атеисты недалеки от истины, усматривая в настоящем предмете эдакого церковного троянского коня, который под видом культурологического рассказа о православии призван "завлекать неокрепшие детские души в сети церковников".
А вот то, что действительно необходимо школе, то, что мне очень хотелось бы изучать самому, когда я был обычным советским школьником, то, чего мне не хватало бОльшую часть моей жизни - это систематических знаний о русской культуре.
Парадоксальным образом нас погружали во многие предметы, которые нам на такой глубине на фиг были не нужны, и не давали вообще никаких представлений о том, что нас окружает.
Закрытой книгой являлась окружающая на каждом шагу потрясающая национальная архитектура, интереснейшая история национальной литературы и языка, изобразительного искусства, музыки, театра и спорта, наши обычаи, традиции, особенности менталитета. Поскольку не секрет, что в основе большинства из вышеперечисленных пунктов лежит церковная и христианская основа, то именно здесь РПЦ могла бы впрячься в общее ярмо с лучшими светскими деятелями, чтобы создать предмет, который вполне мог бы стать одним из основных наравне, скажем, с литературой и биологией - "Основы русской культуры". Практически любой человек, с которым мне приходилось об этом говорить, замечал, что перечитывая классиков после своего воцерковления, он с изумлением заново открывал для себя тексты, которые доселе ему ни о чем не говорили и, соответственно, проходили мимо его сознания - это ещё один повод распространить именно церковную составляющую предмета, причем с конкретной привязкой к изучаемой литературе.
Название "русская" а не "российская" культура обязательно найдёт своих противников, но в любом случае предмет должен рассказывать и о культуре различных национальностей России (в общем курсе - пропорционально, т.с., своим заслугам, в региональных - более развёрнуто) и, конечно, обязательно говорить о взаимном влиянии национальных культур, что должно с одной стороны уменьшить поводы к национальному чванству великороссов, с другой - потрафить нацменьшинствам.
Я уже не говорю о том, что предмет мог бы давать и основы этики с эстетикой и, что жизненно важно для государства, безусловно способствовал бы воспитанию патриотизма. И наконец, как мне кажется, это был бы внушающий гораздо большее доверие и, следовательно, более эффективный "церковный троянский конь".

Предложение Ваше лично у меня не вызывает ни малейших возражений. Но тем не менее: если бы оппоненты были разумны, то не было бы проблем с введением в программу Основ ни Православной, ни русской культуры.
Но как в первом случае шьют "мракобесие" ("у нас многоконфессиональная страна!"), так и во втором пришьют "националистический экстремизм" ("у нас многонациональная страна!"). И ничего с этим не поделаешь.
Большевизм пустил очень цепкие и глубокие корни в сознании культурного люмпена, и так или иначе придётся их рубить, теми ли, этими ли основами. Ну или сдаться.

Заменить в названии "русская" на "российская", всего и делов. Хотя я не знаю, что такое "российская культура", её просто нет, как мне кажется (ну, я не спец), на эту жертву можно пойти. Или биться за название, коль скоро возражения против содержания или самого наличия предмета уже отбиты.

подпишусь под сим трудом...

По большому счёту, совершенно с Вами согласен, но к "Основам русской / российской культуры" применимы те же возражения, что и к "Основам православной" - отсутствие преподавателей, программы и т. д. Иными словами, те, кто против одного, будут и против другого - да ещё как бы и не с бОльшим жаром. Кроме того, у менявызывает некоторый скепсис универсальность подхода: если "Основы православной культуры" может преподавать один человек, то для преподавания русской культуры во всех её аспектах, понадобится "коллектив товарищей". Кстати, попутно обнаруживается, что, говоря об "Основах православной культуры", мы и до сих пор имели в виду, на самом деле, "Основы РУССКОЙ православной культуры" - никак не Вселенского Православия.

Непонятная вещь происходит. Мне люди упорно указывают на вещи, о которых я уже говорил, яко на не бывшие. Ну ладно, судьба такая...
Во-первых, основное возражение к ОПК - это не отсутсвие программы (какая-никакая, но она есть) и преподов (мало, но тоже уже есть), а принципиальное наличие этого предмета в школькной программе. Разве это непонятно?
Во-вторых, нет, так должны быть. Вот ниже уже сказано кое-что о "белорусоведении". Т.е. да, должны быть и университетская программа подготовки преподавателей и школьная программа. Сами по себе они не возникнут, разумеется, ну и что? Я разве говорю о введении ОРК с 1 сентября следующего года?
В-третьих, не группа товарисчей, а один препод, см. пункт выше.
В-четвертых, да, ОПРК - ну и что??

у нас был курс "белорусоведение", очень хорошая и правильная задумка, но в моём случае исполнение страдало. правда, сейчас уже даже университетскую специальность в вильнюсе для беларусов по такой дисциплине открывают.

Интересно, чем " белорусоведение " отличается от совеЦЦкого краеведения???

Если в школе пытаться ввести особенности национального менталитета, то все взорвется :) Эта штука будет посильнее ОПК.

Ну, смотря что под этим понимать. Лично я имею в виду скорее это, хотя там речь идёт как бы о характере, а не менталитете. У нас в характере присутствует много вполне евангельских ценностей, которые обычно, правда, в обычных условиях где-то глубоко прячутся: "сам погибай, товарища выручай" и т.д.

*древне-российская икона* - звучит.

да об чём и речь

Сначала, прочитав, согласилась с Вами, но прочитав комментарии, более склонняюсь к тому, что, действительно шумихи по этому поводу было бы поболе, нежели от ОПК.

Ну так прочитайте мои ответы на комменты ))
А Вы что, так шумихи боитесь? Собаки лают - караван идёт, волков бояться - в лес не ходить, и т.д. )

Да, согласен.

Чтобы не дразнить гусей и не тратить долгие годы на политкорректное ко всем слоям населения название, достаточно было бы ввести в школьный курс предметов Культурологию. Возможно, программу ОПК включить в этот курс как раздел, параллельно изучая на литературе древнерусскую литературу, на истории - средние века Русской истории. Но это так, в теории...

Это совсем другое, как я понимаю вопрос.

Программа любая и самая распрекрасная разрабатывается запросто за какое-то определённое время. Всё дело в людях - найдутся ли такие идиоты, которые положат свою жизнь и прольют кровь пропирая эту программу. Одних логических аргументов ведь мало, не правда ли?

//найдутся ли такие идиоты
за что Вы их так?

Найдутся и да же быстрее чем на ОПК и я думаю, что да же более качественные.

Маленький социологический экскурс: русские – это люди православного исповедания, живущие не территории России.

Думаю, что любой учитель-предметник, преподающий гуманитарные дисциплины как литература и история, вряд ли найдет здравое зерно в Вашем рассуждении, по своему замечательном. – «Основы русской культуры? А я, простите, что преподаю?!»

Конечно, должен быть отдельный предмет/факультатив, на котором школьники должны годами усваивать простую формулу: культура – это производная культа.

Вот только с педагогами сейчас – сами знаете…

Маленький социологический экскурс: русские – это люди православного исповедания, живущие на территории России.

Маленький ликбез: русскими оставались как (список имён на нескольких страницах), несмотря на то, что будучи эмигрантами, большую или как минимум значимую часть своей жизни провели за пределами России и составили цвет русской культуры, так и (список в нескольких томах), которые при своем атеизме или свободомыслии не усомнились положить жизнь свою за други своя, будучи воспитаны патриотами своей Родины в русской, едриёмать, национальной традиции.

любой учитель-предметник, преподающий гуманитарные дисциплины как литература и история, вряд ли найдет здравое зерно в Вашем рассуждении

Давайте спросим у "предметников", зачем за них фантазировать? Почему при наличии литературы и истории, которые я в школе знал довольно прилично (чем являлся источником головной боли для преподов, терзая их своими возражениями и каверзными вопросами), я говорю, что мне, тем не менее, катастрофически не хватало систематических знаний о русской культуре?

культура – это производная культа

Как дерево - производное семени. Я говорю о вполне светской культуре, которую можно грамотно использовать для того, чтобы грамотно коснуться культуры религиозной - имено в этом я преимущественно вижу пользу Церкви. Что за простачок будет годами на факультативе повторять Вашу простую формулу, я затрудняюсь себе представить. Это возможно только в воскресной школе.

Вот только с педагогами сейчас – сами знаете…

По-другому никогда и не было, мне кажется.

Полностью согласен.

Хоть и люблю с Вами поспорить (не потому что часто не согласен, а просто с Вами приятно спорить), вынужден безоговорочно согласиться. Прочёл возражения в комментах, меня они не испугали. Предлагаю такой вариант названия предмета: «Отечественная культура».
В основном, будет русская, конечно. Но не только. И чеченцев интересно изучать. Не говоря о более представительных в России народах (украинцы, татары, например.)

Re: Полностью согласен.

Отечественная культура, или основы оной - мне нравится, честно. ) А то, что со мной приятно спорить - в это я не верю, я безъ меры бываю резокъ и запальчивъ.

"Здесь слово РУССКИЙ неполиткорректно
Вот россиянин – это чисто и конкретно…"

М-да. "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Кто такие русские, Пушкин, Багратион, НиколайII, евреи, эмигрировавшие в Израиль? Как не понять, что русский это не национальность, это дух, это стиль и образ мысли и православие это только одна из составляющих широкого понятия русский, не самая последняя, но все же одна из. И создание такого предмета, именно основы РУССКОЙ культуры помогло бы решать многие проблемы и русского национализма и сплоченности нации и т д.

C первым и вторым абзацами согласен полностью.
А вот курс культурологии, который Вы , в принципе, предлагаете ввести, можно было бы приветствовать, с одной стороны... А с другой опять-таки подумать, кто эти " Основы русской культуры " преподавать будет...

Всё есть в комментах

?

Log in

No account? Create an account